Stealing is a lot like sex: Hitchcock's Marnie
Saltfish
Желтая сумочка МарниStills
Картина, до сих пор незаслуженно пребывающая в тени «Головокружения», но нежно любимая истинными хичкокоманами (некоторые из которых даже называют ее лучшей в творчестве Мастера.), «Марни» - это фильм-фрик, сказка, в которой прекрасный принц не стесняется брать фригидную Золушку силой.

«Марни» рассказывает историю одноименной девушки, регулярно меняющей внешность и работодателей, не забывая при этом обчистить их сейфы. Так происходит до тех пор, пока на ее пути не встречается Марк Ратлэнд - владелец фирмы, в которую Марни устраивается с обычной целью освобождения от наличности. Марк раскрывает настоящую личность Марни и методом шантажа вынуждает ее выйти за него замуж, но над их браком довлеет прошлое Марни, и не только криминальное…

Таков вкратце сюжет, освобожденный от всех психоанатических и прочих усложненностей. Что же делает фильм уникальным?

В первую очередь, его визуальное решение. Нарисованные корабли, лошади-манекены, рир-проекция отнюдь не были общим местом в шестидесятые. В то время как кинематографисты бросились на улицу, в гущу народных масс, Хич не только не изменил павильону, населив его гламурными героями, но и выставил павильонность напоказ - как пожилая аристократка - фальшивые драгоценности.

Очевидно, что нарочитая искусственность «Марни» отнюдь не случайна. Как не случайна, скажем, искусственность «Кабинета доктора Калигари». Другой вопрос - для чего она понадобилась Хичу. На память приходят сюрреалистические кошмары Грегори Пека в «Завороженном» и Джеймса Стюарта в «Головокружении». В финале фильма Вине мы узнаем, что все происходящее являлось кошмаром или галлюцинацией главного героя. «Марни» имеет вид и атмосферу сна в целях повествовательной ясности пропущенного через призму психоанализа. («Too good to be true», как охарактеризовал главную героиню один из ее несчастливых работодателей, и эту характеристику можно применить к картине в целом).

Искусственность усугубляет и то внимание, которое Хич в очередной раз уделил цвету. Если в «Головокружении» основным был зеленый, то в «Марни» - это желтый и красный - цвета, обычно предупреждающие об опасности. Начиная с opening shot-а - крупного плана желтой сумочки и падающего в водосток желтого ключа (при помощи них недавно было совершено ограбление), желтый цвет постоянно сопутствует Марни - желтое такси привозит ее к пансиону, где она будет разоблачена, желтые цветы встречают ее во время первого появления в доме Марка (ставшем для нее местом многочисленных волнений), желтая пижама надета на Марке в ночь, когда он в приступе гнева срывает с Марни ночную рубашку и т.д. Что касается красного, то этот цвет неизменно провоцирует у Марни приступы паники.

Тут самое время более близко подойти к собственно персонажам и их отношениям - в первую очередь, разумеется, Марни и Марка. Сам Хич сформулировал главную идею фильма довольно примитивно: мужчина хочет лечь в постель с воровкой, а точнее изнасиловать ее на месте преступления (если вспомнить, что в «Головокружении» речь шла о «женщине, которая мертва», ситуация представляется куда менее девиантной - от некрофилии к фетишизму).

На всем протяжении фильма подчеркивается, что отношения Марни и Марка - это отношения хищника и добычи, но кто из них кто поначалу определить довольно сложно. Как воровка Марни - несомненная хищница. Но несмотря на то, что именно она охотится за деньгами Марка, мы с самого начала знаем, что он в курсе ее планов. Марк не скрывает своего увлечения зоологией (его специализация - инстинктивное поведение животных) и сравнивает женщин с хищниками, которых ему нравится укрощать. Марни для него несомненный вызов - дикая кошка, гуляющая сама по себе. Но при этом он сам является хищником, умело расставляющим ловушки для своей добычи. (В лучшем случае - ученым, изучающим повадки подопытного животного.)

Вскоре после начала охоты выясняется, что Марни - не просто воровка. Кража для нее - не столько способ заработать на жизнь, сколько способ «купить» любовь матери. От матери же она впитала ненависть и презрение к мужчинам, маскирующие страх перед мужскими прикосновениями, что, в свою очередь, является следствием перенесенной в детстве психологической травмы (справедливости ради стоит отметить, что психоаналитический аспект, хотя подан и не столь топорно, как в «Завороженном», все же достаточно условен). Стокнувшись с психологическими проблемами Марни, Марк из хищника/охотника превращается в ученого/психоаналитика и решает докопаться до их истоков.

К счастью, в отличие от сверхсерьезных «Spellbound» и «Vertigo» «Марни» полна присущего Хичу мягкого юмора («You Freud, me Jane?» - обращается Марни к Марку, в то время как он пытается апробировать на ней вычитанные в книжках психоаналитические приемы.) Диалоги остроумны и состоят по большей части из пикировок Марни и Марка.

В фильме есть изумительные сцены, как suspense, так и романтические. Эталон саспенса - сцена в которой Марни грабит сейф, в то время как за стеной моет полы уборщица (Хич мастерски делит экран на две части, так что мы можем одновременно наблюдать действия обеих), затем осторожно ступает босыми ногами по коридору, а из ее кармана торчит готовая выпасть в любой момент туфелька. Туфелька в итоге падает, но уборщица даже не оборачивается, поскольку, как выясняется мгновением позже, оказывается глухонемой. Романтика же по понятным причинам носит в основном довольно извращенный оттенок.

Несмотря на недовольство Хича, Типпи Хедрен прекрасно справилась с ролью, передав дуализм своей героини более тонко, чем Ким Новак в «Головокружении». Утонченность манер и внешнего облика, пожалуй, основное достоинство Хедрен, хотя многие полагают, что под ее льдом не чувствуется огня. Шон Коннери в роли Марка демонстрирует истинно бондовское обаяние. Луиза Латэм в роли матери Марни и Дайан Бейкер в роли свояченицы Марка составляют впечатляющий supporting cast.

О проблемах, с которыми пришлось столкнуться Хичу во время съемок, хорошо известно, и мы не станем повторяться. Скажем лишь, что над «Марни» в последний раз с Хичем работали оператор Роберт Беркс и композитор Бернард Херрман. Коммерческий и критический неуспех картины тяжело ударили по Хичу. Тем не менее, его следующей работой стал замечательный, но, увы, снова недооцененный «Разорванный занавес».

Трюффо в своей известной книге назвал «Марни» «великим больным фильмом», «шедевром с изъяном». Местами жестокая и кошмарная, но в то же время поэтичная «Марни» несомненна «больна», но эта болезненность нисколько ее не портит - напротив, придает очарование залитой чахоточным румянцем красавицы.


  • Марни (Типпи Хедрен) и Марк (Шон Коннери)
  • «Нарисованные корабли, лошади-манекены, рир-проекция отнюдь не были общим местом в шестидесятые»
  • «Начиная с крупного плана желтой сумочки и падающего в водосток желтого ключа, желтый цвет постоянно сопутствует Марни»
  • «Марк не скрывает своего увлечения зоологией и сравнивает женщин с хищниками, которых ему нравится укрощать»
  • » See more




    Movies: Marnie / Марни (1964)

    COMING SOON
    Movies // Marnie: Marnie (Дональд Спото)


    «Марни» на IMDb